Передача госимущества "частникам" должна остановить разбазаривание бюджетных средств, информирует "Сегодня".
15 января Верховная Рада отклонила правительственный законопроект, который разрешает приватизацию около 1250 государственных предприятий, и вернула его на доработку.
Резко против проекта выступили нардепы от "Свободы", которые выходили к трибуне, чтобы блокировать ее. Против была и фракция "Самопомощь". Правительство обвиняли в том, что оно хочет продать чуть ли не кур, несущих золотые яйца. Но на самом деле, подавляющее число госпредпритий убыточно (по крайней мере, по
бумагам), прибыль они приносят разве что своим руководителям и курирующим их чиновникам. Для того, чтобы снизить возможности для злоупотреблений при продаже, правительство внесло в законопроект положения о конкурсной приватизации и запрете на три года банкротства предприятий, исключенных из списка.
"Умеренные" критики предлагали сначала провести инвентаризацию и аудит на предприятиях, наладить их менеджмент, сделать прибыльными и только потом выставлять на приватизацию, да и то при условии, что в стране улучшится инвестиционный климат. Но на вопросы: "когда этим заниматься? кто этим будет заниматься? за какой счет?" в нынешних условиях огромного бюджетного дефицита и катастрофической нехватки квалифицированных кадров ответа нет.
"Подковерные" баталии, как считают многие эксперты, сводились к острому нежеланию части депутатов разрешить приватизацию предприятий системы "Укрспирта", которую премьер-министр Яценюк назвал "черной дырой для бюджета" и "рассадником коррупции".
Однако вопрос продолжения приватизации необходим для реформирования государства. Поэтому после разъяснительной работы с депутатами и косметической корректировки законопроект вернется в парламент. И есть смысл разобраться в том, что же предлагает правительство.
Что государство хочет пока оставить себе
В настоящее время перечень госпредприятий, запрещенных для приватизации, определяет закон, принятый в 1999 г. (с последующими многочисленными изменениями). Правительство предлагает кардинально пересмотреть этот перечень, оставив в нем только те предприятия, которые критично важны на сегодняшний день для государства. Из действующего перечня исключается 1251 предприятие. Что же в нем остается?
В проекте правительства есть три списка. Первый – предприятия, приватизация которых запрещена (251 ед.). Второй – акционерные общества, в которых запрещена приватизация госдоли, и предприятия, которые могут быть акционированы (27 ед.). Третий – госпредприятия, расположенные в Крыму и Севастополе, вопрос приватизации которых пока просто не может быть рассмотрен (273 ед.).
В перечне оставлены:
харьковский "Турбоатом", специализированные предприятия и научно-технические центры, занятые в сфере атомной энергетики, и Чернобыльская АЭС (другие АЭС не входят и в действующий перечень);
энергетические акционерные компании "Укрспецтрансгаз", "Укргидроэнерго", "Укртранснафта", "Нафтогаз Украины" и его дочерние предприятия (включая "Укргазвыдобування"и "Укртрансгаз"). Но вопрос "Нафтогаза" явно будет корректироваться со временем, т. к. практически неизбежно его разделение на три компании (чего требуют МВФ и ЕС), возможен все же и приход иностранного инвестора;
специализированные научные и научно-технические предприятия, казенные и госпредприятия, занимающиеся разработкой, производством и ремонтом оружия и вооружений (винницкий "Форт", николаевская "Заря"-"Машпроект", киевские "Радар" и "Артем"), компания "Укрспецэкспорт" со своими "дочками". Хотя и этот список по мировым меркам выглядит широким. Также в список попали некоторые гарнизонные дома офицеров, которых нет в существующем перечне;
ряд санаториев и все существующие протезно-ортопедические предприятия. Эти организации ввиду специфики их клиентов вряд ли могут существовать без госдотации, но зачем в перечне оставлены НСК "Олимпийский" и столичный Дворец спорта, трудно объяснить;
несколько радиопередающих центров, Концерн радиовещания, радиосвязи и телевидения (КРРТ), Украинский государственный центр радиочастот,
"Укрпочта" – социальная значимость этих объектов не вызывает сомнений;
в финансово-бюджетной сфере: казенные предприятия пробирного контроля, полиграфический комбинат "Украина", Киевская офсетная фабрика. Банков в перечне только два: "Ощадбанк" и "Укрэксимбанк";
предприятия системы госрезерва;
в сфере сельского хозяйства оставлены восемь комбинатов хлебопродуктов, расположенных в различных областях и Государственная продовольственно-зерновая корпорация (сейчас же около 450 предприятий!);
сильно сокращенный список институтов и научных центров, а также Книжная палата Украины им. Ивана Федорова и Государственная научно-техническая библиотека;
областные гидрометеоцентры, ряд специализированных предприятий в сфере геодезии, картографии и геологии;
пять предприятий космической отрасли, включая днепропетровский "Южмаш" и КБ "Южное", известные своими разработками баллистических ракет военного назначения, и киевский "Арсенал";
в сфере госреестров – предприятия "Информационные судебные системы" и Центр государственного земельного кадастра;
предприятия обслуживания воздушного движения и водных путей, Администрация морских портов (хотя сами порты исключены из перечня), международные аэропорты "Борисполь" и "Львов", региональные железные дороги (хотя их тоже нужно бы приватизировать, чтобы они превратились в прибыльные предприятия).
Что может поступить в продажу
В существующем перечне есть довольно много предприятий и организаций, которые выглядят как реликты плановой экономики и на содержание которых бесцельно расходуются бюджетные средства. Приватизировать их можно разве что ради занимаемой недвижимости (если она им принадлежит).
Но есть в списке и довольно интересные для инвесторов предприятия, которые не попадают в новый перечень:
угольные шахты. В настоящее время они дотационные, но частный владелец вполне может навести там порядок и получать прибыль;
АО "Магистральные нефтепроводы "Дружба" с морским терминалом "Южный", Кременчугское управление магистральных
нефтепродуктопроводов, "Укринтерэнерго". Последнее предприятие сейчас, в частности, занимается закупками электроэнергии из России и попало в переплет из-за закупок угля в ЮАР. Трудно сказать, насколько оно может быть интересно инвестору, ведь логично разрешить импорт самим потребителям топлива и энергии, без посредника;
Национальный выставочный центр – это 285 га территории, 17 павильонов (правда, сильно устаревших);
все книжные, журнальные и другие издательства (эта деятельность сейчас уже мало интересна инвесторам);
студии "Укркинохроника" и "Укранимафильм" (нужно вложить много средства, чтобы эти активы начали приносить прибыль);
АНТК им. Антонова, Харьковское авиационное производственное предприятие, завод "Авиант", завод гражданской авиации №410;
предприятия по добыче и производству соли (им гарантирован постоянный спрос на продукцию);
конные заводы – их проще закрыть, т. к. затраты не окупаются спросом;
совхозы по разведению шелкопряда и мощности по обработке коконов, предприятия по выращиванию льна – эти отрасли могут быть интересными ввиду роста спроса на натуральные ткани и нити;
элеваторы, комбинаты сельхозпродуктов – частные компании активно строят собственные подобные объекты, так что вероятен интерес и к уже существующим мощностям. Будут также приватизированы Одесский и Николаевские портовые элеваторы;
агрокомбинат "Пуща-Водица" и агрофирма "Цветы Украины", у которых под боком такой огромный рынок сбыта, как Киев;
все морские торговые порты (кроме крымских): Мариупольский, Бердянский, Николаевский, Ильичевский, Одесский, Ренийский, Белгород-Днестровский, Измаильский, Херсонский, Скадовский, специализированный порт "Октябрьск", порт "Южный", порт Усть-Дунайск;
корпорация "Молодьспортлото", которую на самом деле вряд ли стоит приватизировать, т.к. лотереи – надежный источник дохода;
областные управления лесных хозяйств; сфера лесхозов – постоянный источник коррупции, но частному владельцу она может приносить доход;
Мариупольський и Ильичевский морские рыбные порты;
рыбоводческие хозяйства по всей территории страны, продукция которых сейчас массово продает "налево";
"Константиновский завод стеклянных изделий им. 13 расстрелянных рабочих" и Лисичанский стеклозавод "Пролетарий";
несколько совхозов системы Укрфитотерапии;
областные предприятия, занимающиеся разработкой торфа – перспективного альтернативного источника энергии;
все гидроэлектростанции (ГЭС);
ТЭЦ в Черкассах и "Черновцыоблэнерго", киевские ТЭЦ-5 и 6;
Львовский ювелирный завод;
Ильичевский судоремонтный завод;
Дунайское пароходство;
аэропорт "Харьков";
гостиница "Днепр" в Киеве;
предприятие "Укрспирт" и все спиртзаводы. Одновременно правительство предполагает внести изменения в законодательство, отменяющие госмонополию на оборот спирта;
большое количество винодельческих предприятий, ликероводочных и коньячных заводов, заводы шампанских вин. Если посмотреть на этот список и на алкогольную продукцию, стоящую на полках магазинов, то станет понятным, что на госмощностях давно выпускают свою продукцию частные компании. Наверняка, за годы работы они тесно переплелись как с активами предприятий, так и их управленцами. Все это намного усложнит возможную приватизацию.
Схожая ситуация наблюдается сейчас на большом числе госпредпритий – ценные активы давно переоформлены полузаконными и незаконными способами на другие структуры, у самого предприятия остались разве что печать и вывеска на входе. Поэтому потенциальному инвестору нужно быть готовым к затяжному юридическому противостоянию. Хотя это именно обязанность Фонда госимущества – выставить объект на продажу в очищенном и упакованном виде.
Источник
Небольшой комментарий: в одной из ТВ программ было отмечено , что Украина УЖЕ превысила лимит приватизации объектов. То есть в Международной практике за Государством обычно остаётся не менее 40 % хозяйственных и промышленных объектов.
15 января Верховная Рада отклонила правительственный законопроект, который разрешает приватизацию около 1250 государственных предприятий, и вернула его на доработку.
Резко против проекта выступили нардепы от "Свободы", которые выходили к трибуне, чтобы блокировать ее. Против была и фракция "Самопомощь". Правительство обвиняли в том, что оно хочет продать чуть ли не кур, несущих золотые яйца. Но на самом деле, подавляющее число госпредпритий убыточно (по крайней мере, по
бумагам), прибыль они приносят разве что своим руководителям и курирующим их чиновникам. Для того, чтобы снизить возможности для злоупотреблений при продаже, правительство внесло в законопроект положения о конкурсной приватизации и запрете на три года банкротства предприятий, исключенных из списка.
"Умеренные" критики предлагали сначала провести инвентаризацию и аудит на предприятиях, наладить их менеджмент, сделать прибыльными и только потом выставлять на приватизацию, да и то при условии, что в стране улучшится инвестиционный климат. Но на вопросы: "когда этим заниматься? кто этим будет заниматься? за какой счет?" в нынешних условиях огромного бюджетного дефицита и катастрофической нехватки квалифицированных кадров ответа нет.
"Подковерные" баталии, как считают многие эксперты, сводились к острому нежеланию части депутатов разрешить приватизацию предприятий системы "Укрспирта", которую премьер-министр Яценюк назвал "черной дырой для бюджета" и "рассадником коррупции".
Однако вопрос продолжения приватизации необходим для реформирования государства. Поэтому после разъяснительной работы с депутатами и косметической корректировки законопроект вернется в парламент. И есть смысл разобраться в том, что же предлагает правительство.
Что государство хочет пока оставить себе
В настоящее время перечень госпредприятий, запрещенных для приватизации, определяет закон, принятый в 1999 г. (с последующими многочисленными изменениями). Правительство предлагает кардинально пересмотреть этот перечень, оставив в нем только те предприятия, которые критично важны на сегодняшний день для государства. Из действующего перечня исключается 1251 предприятие. Что же в нем остается?
В проекте правительства есть три списка. Первый – предприятия, приватизация которых запрещена (251 ед.). Второй – акционерные общества, в которых запрещена приватизация госдоли, и предприятия, которые могут быть акционированы (27 ед.). Третий – госпредприятия, расположенные в Крыму и Севастополе, вопрос приватизации которых пока просто не может быть рассмотрен (273 ед.).
В перечне оставлены:
харьковский "Турбоатом", специализированные предприятия и научно-технические центры, занятые в сфере атомной энергетики, и Чернобыльская АЭС (другие АЭС не входят и в действующий перечень);
энергетические акционерные компании "Укрспецтрансгаз", "Укргидроэнерго", "Укртранснафта", "Нафтогаз Украины" и его дочерние предприятия (включая "Укргазвыдобування"и "Укртрансгаз"). Но вопрос "Нафтогаза" явно будет корректироваться со временем, т. к. практически неизбежно его разделение на три компании (чего требуют МВФ и ЕС), возможен все же и приход иностранного инвестора;
специализированные научные и научно-технические предприятия, казенные и госпредприятия, занимающиеся разработкой, производством и ремонтом оружия и вооружений (винницкий "Форт", николаевская "Заря"-"Машпроект", киевские "Радар" и "Артем"), компания "Укрспецэкспорт" со своими "дочками". Хотя и этот список по мировым меркам выглядит широким. Также в список попали некоторые гарнизонные дома офицеров, которых нет в существующем перечне;
ряд санаториев и все существующие протезно-ортопедические предприятия. Эти организации ввиду специфики их клиентов вряд ли могут существовать без госдотации, но зачем в перечне оставлены НСК "Олимпийский" и столичный Дворец спорта, трудно объяснить;
несколько радиопередающих центров, Концерн радиовещания, радиосвязи и телевидения (КРРТ), Украинский государственный центр радиочастот,
"Укрпочта" – социальная значимость этих объектов не вызывает сомнений;
в финансово-бюджетной сфере: казенные предприятия пробирного контроля, полиграфический комбинат "Украина", Киевская офсетная фабрика. Банков в перечне только два: "Ощадбанк" и "Укрэксимбанк";
предприятия системы госрезерва;
в сфере сельского хозяйства оставлены восемь комбинатов хлебопродуктов, расположенных в различных областях и Государственная продовольственно-зерновая корпорация (сейчас же около 450 предприятий!);
сильно сокращенный список институтов и научных центров, а также Книжная палата Украины им. Ивана Федорова и Государственная научно-техническая библиотека;
областные гидрометеоцентры, ряд специализированных предприятий в сфере геодезии, картографии и геологии;
пять предприятий космической отрасли, включая днепропетровский "Южмаш" и КБ "Южное", известные своими разработками баллистических ракет военного назначения, и киевский "Арсенал";
в сфере госреестров – предприятия "Информационные судебные системы" и Центр государственного земельного кадастра;
предприятия обслуживания воздушного движения и водных путей, Администрация морских портов (хотя сами порты исключены из перечня), международные аэропорты "Борисполь" и "Львов", региональные железные дороги (хотя их тоже нужно бы приватизировать, чтобы они превратились в прибыльные предприятия).
Что может поступить в продажу
В существующем перечне есть довольно много предприятий и организаций, которые выглядят как реликты плановой экономики и на содержание которых бесцельно расходуются бюджетные средства. Приватизировать их можно разве что ради занимаемой недвижимости (если она им принадлежит).
Но есть в списке и довольно интересные для инвесторов предприятия, которые не попадают в новый перечень:
угольные шахты. В настоящее время они дотационные, но частный владелец вполне может навести там порядок и получать прибыль;
АО "Магистральные нефтепроводы "Дружба" с морским терминалом "Южный", Кременчугское управление магистральных
нефтепродуктопроводов, "Укринтерэнерго". Последнее предприятие сейчас, в частности, занимается закупками электроэнергии из России и попало в переплет из-за закупок угля в ЮАР. Трудно сказать, насколько оно может быть интересно инвестору, ведь логично разрешить импорт самим потребителям топлива и энергии, без посредника;
Национальный выставочный центр – это 285 га территории, 17 павильонов (правда, сильно устаревших);
все книжные, журнальные и другие издательства (эта деятельность сейчас уже мало интересна инвесторам);
студии "Укркинохроника" и "Укранимафильм" (нужно вложить много средства, чтобы эти активы начали приносить прибыль);
АНТК им. Антонова, Харьковское авиационное производственное предприятие, завод "Авиант", завод гражданской авиации №410;
предприятия по добыче и производству соли (им гарантирован постоянный спрос на продукцию);
конные заводы – их проще закрыть, т. к. затраты не окупаются спросом;
совхозы по разведению шелкопряда и мощности по обработке коконов, предприятия по выращиванию льна – эти отрасли могут быть интересными ввиду роста спроса на натуральные ткани и нити;
элеваторы, комбинаты сельхозпродуктов – частные компании активно строят собственные подобные объекты, так что вероятен интерес и к уже существующим мощностям. Будут также приватизированы Одесский и Николаевские портовые элеваторы;
агрокомбинат "Пуща-Водица" и агрофирма "Цветы Украины", у которых под боком такой огромный рынок сбыта, как Киев;
все морские торговые порты (кроме крымских): Мариупольский, Бердянский, Николаевский, Ильичевский, Одесский, Ренийский, Белгород-Днестровский, Измаильский, Херсонский, Скадовский, специализированный порт "Октябрьск", порт "Южный", порт Усть-Дунайск;
корпорация "Молодьспортлото", которую на самом деле вряд ли стоит приватизировать, т.к. лотереи – надежный источник дохода;
областные управления лесных хозяйств; сфера лесхозов – постоянный источник коррупции, но частному владельцу она может приносить доход;
Мариупольський и Ильичевский морские рыбные порты;
рыбоводческие хозяйства по всей территории страны, продукция которых сейчас массово продает "налево";
"Константиновский завод стеклянных изделий им. 13 расстрелянных рабочих" и Лисичанский стеклозавод "Пролетарий";
несколько совхозов системы Укрфитотерапии;
областные предприятия, занимающиеся разработкой торфа – перспективного альтернативного источника энергии;
все гидроэлектростанции (ГЭС);
ТЭЦ в Черкассах и "Черновцыоблэнерго", киевские ТЭЦ-5 и 6;
Львовский ювелирный завод;
Ильичевский судоремонтный завод;
Дунайское пароходство;
аэропорт "Харьков";
гостиница "Днепр" в Киеве;
предприятие "Укрспирт" и все спиртзаводы. Одновременно правительство предполагает внести изменения в законодательство, отменяющие госмонополию на оборот спирта;
большое количество винодельческих предприятий, ликероводочных и коньячных заводов, заводы шампанских вин. Если посмотреть на этот список и на алкогольную продукцию, стоящую на полках магазинов, то станет понятным, что на госмощностях давно выпускают свою продукцию частные компании. Наверняка, за годы работы они тесно переплелись как с активами предприятий, так и их управленцами. Все это намного усложнит возможную приватизацию.
Схожая ситуация наблюдается сейчас на большом числе госпредпритий – ценные активы давно переоформлены полузаконными и незаконными способами на другие структуры, у самого предприятия остались разве что печать и вывеска на входе. Поэтому потенциальному инвестору нужно быть готовым к затяжному юридическому противостоянию. Хотя это именно обязанность Фонда госимущества – выставить объект на продажу в очищенном и упакованном виде.
Источник
Небольшой комментарий: в одной из ТВ программ было отмечено , что Украина УЖЕ превысила лимит приватизации объектов. То есть в Международной практике за Государством обычно остаётся не менее 40 % хозяйственных и промышленных объектов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий