На 80-м году жизни умер Семён Фишелевич Глузман, советский украинский психиатр, бывший советский политзаключённый, диссидент, общественный деятель.
Он был близко знаком с писателем Виктором Некрасовым и математиком Леонидом Плющом. В период своей работы в Житомирской психиатрической больнице Глузман написал заочную психиатрическую экспертизу генерала Петра Григоренко, использовав при этом медицинские документы, которые были втайне переданы ему адвокатом Григоренко Софьей Каллистратовой.
В экспертизе, результаты которой были опубликованы в самиздате, Глузман показал неправомерность выставленного представителями официальной психиатрии диагноза «паранойяльное развитие личности».
Материалы экспертизы получили широкий резонанс в СССР и за рубежом. Проведённая в 1978 году в США, когда Григоренко уже находился в эмиграции, экспертиза подтвердила правоту заключения Глузмана: комиссия с участием известных психиатров, невролога, нейропсихолога долго беседовала с П. Григоренко и не обнаружила у него никаких признаков психического расстройства ни на момент обследования, ни в прошлом. Посмертная экспертиза в 1991—1992 годах в Ленинграде (Санкт-Петербурге) тоже подтвердила бездоказательность советских экспертиз по делу Григоренко и безосновательность многолетнего «лечения» генерала в психбольницах.
В мае 1972 года Глузман был арестован КГБ за «антисоветскую агитацию и пропаганду». Основной причиной ареста стала его экспертиза по делу генерала П. Григоренко. Приговорен к 7 годам колонии и 3 годам ссылки. Наказание отбывал на «политических» зонах ВС-389/35, ВС-389/36 и ВС-389/37 в Чусовском районе Пермской области.
В лагере он участвовал в общей борьбе политзаключённых за их права и подвергался репрессивным мерам вследствие этого. Дважды объявлял голодовку, оба раза длившуюся 4 месяца (к нему применяли принудительное кормление через зонд). Дважды, в 1978 и в 1979 году, его помещали на несколько месяцев во внутрилагерную тюрьму, так называемое ПКТ (помещение камерного типа): сырые холодные помещения, со сниженными — даже по сравнению с лагерными — нормами питания.
Во время пребывания в лагере Семён Глузман продолжал заниматься научной и публицистической деятельностью. В соавторстве с Владимиром Буковским написал статью «Пособие по психиатрии для инакомыслящих» (фактически Буковский — автор лишь предисловия, а основной текст статьи был написан Глузманом). Собирал и передавал на волю информацию о положении политзаключённых в лагерях, которая публиковалась и в западных изданиях, и в «самиздате»; составлял «Хронику зоны ВС 389/35».
Заочно был избран членом международного ПЕН-клуба. Стихи и проза Глузмана издавались на русском, украинском, английском, французском языках.
Также он — соавтор ряда научных статей, посвящённых последствиям аварии на Чернобыльской АЭС для здоровья населения. В 1989—1990 годах — член Экспертной группы при Комитете по вопросам охраны здоровья Верховного Совета СССР, эксперт по проблемам психиатрии и наркологии Комитета конституционного надзора СССР.
Автор книги мемуаров "Рисунки по памяти, или воспоминания отсидента".

Комментариев нет:
Отправить комментарий